Велестинский клад. Фигурки из Велестино.


Вернуться к новостной ленте

20 октября 2021

Набор бронзовых и свинцовых фигурок, найденных около греческого населённого пункта Велестино в Фессалии (Греция), которые предположительно датируются VI—VII веками и имеют культово-религиозный характер. По мнению ряда исследователей, некоторые фигурки изображают славянских языческих богов.

Фигурки найдены в начале 1920-х годов (более широкая датировка находки — первая половина XX века) в районе греческого населённого пункта Велестино (ранее — село, сейчас центр муниципалитета). Первый издатель и комментатор Ш. Вигнер приобрёл фигурки через афинский антикварный рынок. Публикацию коллекции осуществил в 1952 году немецкий исследователь Йоахим Вернер. Изображение фигурок хорошего качества имеется в статье югославского (македонского) исследователя коллекции Никоса Чаусидиса — Causidis Nikos.

Сейчас часть фигурок хранится в музее Принстона (США). В аннотации к кладу говорится о 20 бронзовых и свинцовых вещах, но помимо части опубликованных велестинских фигурок в состав клада включены несколько неопубликованных фигурок («Женщина в родах», «Собакоголовый человек с топором и ребёнком», «Собака», двойная фигурка «Две женщины» и «Мужчина с рогом для питья»), металлическая рука с рельефом, пластина со спиральным рельефом и пластина в форме полумесяца с композицией, в центре которой помещён крест с расходящимися концами. Фотография одной из бронзовых фигурок (льва) размещена в онлайн-коллекции Британского музея (Registration number: 1989,0110.1), а в аннотации к ней сказано о её приобретении на аукционе Сотбис в 1989 году. Целостность и состав коллекции — под вопросом.
Фигурки из Велестино отлиты из бронзы и свинца. По типу представляют из себя односторонний слабый рельеф с нанесённым на него орнаментальным рисунком. Рисунок наносился заострёнными орудиями, возможно применялись штампы. Размер фигурок от 4 до 14 сантиметров. Изображения животных и людей выполнены в реалистической манере, однако практически все фигурки имеют стилистические и символические элементы. Часть фигур изготовлена литьем по восковой модели в двустороннюю разъёмную глиняную форму, некоторые, возможно, имели в качестве исходного негатив, вырезанный в каменной форме (этим объясняют, что на фигурке воина изображён левша).

Автор фигурок не был новатором, его более или менее сложные изображения достаточно неуклюжи и представляют собой компиляцию заимствованных деталей и мотивов, но большое число уникальных фигурок, изображающих более нигде не встреченных персонажей, выводит его за рамки обычного.

Не отмечено каких-либо приспособлений (отверстий) для крепления фигурок, а имеющиеся на некоторых фигурках «ушки» могут быть результатом брака при отливке. Это исключает прямые аналогии с конскими наборами из Мартыновки и Преградной. Фигурки не имеют также отверстий и форм для заливки эмали.
Пальчатая фибула антского типа

Практически все исследователи отмечают, что фигурки коллекции находятся под влиянием местного, балканского, уходящего глубокими корнями в позднеантичное и фракийское, искусства. Вместе с тем, аналоги изображений из велестинской коллекции помимо Мартыновки и Преградной найдены в трубчевском кладе VII века (Брянская область, Россия), в с. Скибинцы (Украина), в Подунавье (как элементы аварских поясных наборов и блях), в Хорватии, в Черкасской области Украины, в Хитцах (Украина, ошибочно находка была отнесена к Московской области), а также в Нюдаме (в Ютландии). Н. Чаусидис связывает иконографию ряда фигурок также с пальчатыми и антропоморфными «антскими» фибулами, скифскими и иранскими изображениями богов.

Польский археолог Б. Ш. Шмониевский[1] разделил все фигурки мартыновского типа на три группы: собственно тип Мартыновка, тип Фелнак-Комунта (северокавказская группа, наиболее ранняя по М. М. Казанскому) и тип Велестино. Предварительно к велестинскому типу О. А. Щеглова отнесла ряд находок из Хорватии, Среднего Подунавья и Черниговщины.

Назначение фигурок называется лишь предположительно. Исследователи Британского музея относят их к формам для создания конечных изделий. Российский археолог О. А. Щеглова считает, что коллекция — набор моделей, принадлежавших мастеру-торевту, то есть они использовались для изготовления тиснёных фигурок или декорирования других металлических поверхностей (например, посуды). Чаще всего для обозначения фигурок велестинского типа используется термин матрицы.

Большинство исследователей склонны считать, что фигурки использовались для иллюстрации славянской мифологии. Некоторые считают, что набор принадлежал славянским волхвам.