Клад фабрикантши Лихачёвой


Вернуться к новостной ленте

25 сентября 2021

5 мая 1978 на обувной фабрике «Восход» (филиал объединения «Скороход»), расположенной на 3-й линии Васильевского острова в доме 52, был обнаружен тайник. В нем оказалось более двухсот предметов из серебра, завернутых в старую прогнившую материю и газеты, выпущенные в 1917.

Гравированные надписи, сохранившиеся на некоторых серебряных предметах, подтверждают их принадлежность Марии Ивановне Лихачёвой, владелице «Невской фабрики обоев», которая располагалась по этому адресу до 1917. Многие предметы оказались подарками владелице фабрики по случаю различных памятных дат.

Практически все предметы найденного комплекса изготовлены из серебра; они представляют собой неоднородный набор вещей. Клад находился в крайне плохих условиях более шестидесяти лет; вещи требовали значительной комплексной реставрации, которая и была проведена Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа. После очистки и реставрации экспонатам был возвращен первозданный облик, что дало возможность восстановить интересный и разнообразный по составу комплекс этих предметов декоративно-прикладного искусства, научно систематизировать коллекцию и понять ее художественную ценность.

Клад включает в себя наборы для напитков, памятные блюда и кубки, оправы и подставки для хрустальных ваз, чайники, молочники, сахарницы, столовые приборы, солонки самых разнообразных форм работы русских мастеров-серебряников второй половины XIX — начала XX века. Все они декорированы с применением разнообразных техник обработки драгоценных металлов (золочение, резьба, гравировка, чеканка, эмаль) и изготовлены с большим мастерством.

Клад, найденный в здании бывшей «Невской фабрики обоев», имеет большое художественное и историко-культурное значение. Он дает представление о продукции фабрик и мастеров серебряного дела Санкт-Петербурга и Москвы (а также некоторых европейских), позволяет проследить эволюцию различных стилистических направлений в декоративно-прикладном искусстве, а также свидетельствует о художественных вкусах состоятельной петербургской буржуазии, к которой относилась Мария Ивановна Лихачёва.