Луковитское сокровище
Последние новости
2 июня 2022 В Нормандии обнаружили золотые слитки, закопанные в канаве
31 января 2022 Каратунский клад джучидских монет XIV века
30 января 2022 Клад из более чем 200 римских монет обнаружил барсук в Испании
27 января 2022 Клад пятаков
26 января 2022 Еще один клад медных монет
25 января 2022 Еще один клад чешуи
18 августа 2021
Из всех найденных сокровищ древней Фракии последним по хронологии является Луковитский клад серебряных изделий и украшений. Ученые датируют его второй половиной IV— началом III века до н.э. Подобно многим другим фракийским кладам, он был найден при абсолютно случайных обстоятельствах: в 1953 году крестьяне, пахавшие поле в урочище Балана, к востоку от городка Луковит (Северная Болгария), зацепили плугом и вывернули на поверхность большой глиняный горшок, в котором находилось 15 серебряных сосудов и три комплекта конского снаряжения, общим числом более 200 предметов.
Клад быстро разошелся по рукам, и лишь часть его успела попасть в руки приехавших в Луковит ученых. Раскопки на месте находки дали еще несколько десятков штук разной серебряной мелочи. Остальную часть клада удалось найти и конфисковать у недобросовестных приобретателей только спустя два года. Однако отдельные вещи из Луковитского комплекса продолжали поступать в Археологический музей в Софии вплоть до 1986 года.
В своем современном виде клад из Луковита включает в себя 6 серебряных чаш, 5 фиалов, 4 ковша и около двух сотен всевозможных декоративных предметов из серебра — бляшек, пластинок, подвесок, колец и т.д., — служивших украшением конской сбруи. Несомненно, что это был намеренно скрытый в земле клад — на месте, где была сделана находка, археологи не нашли следов ни древнего поселения, ни курганов. Скорее всего, это было личное имущество какого-то местного князька или видного представителя племенной аристократии. Во время тревожных событий первой половины III столетия до н.э., связанных с кельтским нашествием, владелец серебра сложил свои драгоценности в большой глиняный горшок и закопал в землю — до лучших времен, а как оказалось — аж до середины XX столетия...
Луковитский клад особенно интересен тем, что в нем ярче всего отразились особенности позднего фракийского искусства IV — начала III века до н.э. Изделия из этого клада исполнены в духе так называемого скифского звериного стиля и напоминают, в частности, клады, найденные в разное время в курганах Украины (Мартыновский клад на Киевщине, Перещепинский на Полтавщине и т.д.). Сбруйные пластинки и бляшки украшены изображениями сидящих сфинксов, человеческих голов, разнообразных животных: львов, оленей, собак. Встречаются и образы всадников, столь характерные для фракийского искусства. На двух серебряных пластинках из Луковитского клада изображен лев, терзающий оленя; несчастная жертва упала на колени под тяжестью хищника. На другой пластинке два всадника преследуют льва — уже почти настигнутый, он падает под копыта коней... Эти образы во фракийском искусстве имеют определенный социальный смысл и связаны с прославлением царской власти.
Один из самых больших и наиболее пышно украшенных фиалов Луковитского клада, к сожалению, дошел до нас в плохом состоянии — от него фактически уцелело одно днище, большая часть венчика отсутствует. Однако даже сохранившаяся часть наглядно демонстрирует, сколь сложен и богат был декоративный замысел мастера. А покрывающий сосуд орнамент из равнобедренных треугольников имеет очень древнюю историю и уходит корнями еще в эпоху раннего железа. Считается, что он связан с какими-то магическими традициями. Сосуд украшают и два концентрических
ряда орнамента, составленного из женских головок, чередующихся с пальметками-трилистниками, — вероятно, это многократно повторенный образ Великой богини-матери — главного божества фракийцев. Изображения на входивших в состав Луковитского клада сосудах наводят на мысль об их ритуальном использовании. Один из ковшиков, вероятно, предназначался для обрядов, связанных с культом воды и небесной влаги: в украшающих его трех горизонтальных фризах представлены образы рыб, водяных птиц и быка. Водяная птица — одно из самых распространенных образов в искусстве Центральной Европы, Фракии, Греции и Ирана XI—VI веков до н.э. Этот древний образ продолжал сохраняться и во фракийском искусстве IV века до н.э. А образ быка, на первый взгляд далекий от темы водной стихии, на поверку оказывается тесно связанным с ней: на Древнем Востоке бык являлся атрибутом бога бурь и дождей. На одной из иранских чаш само божество изображено в образе быка, изливающего из уст благодатный дождь, наполняющий землю.
Предметы из Луковитского клада хранятся в Национальном Археологическом музее в Софии, а их копии — в музее города Ловеч.