Пастух и горшок сокровищ


Вернуться к новостной ленте

13 августа 2021

Несказанно повезло в 2007 году жителю приграничного забайкальского села Второй Булдуруй Николаю Фелюшину. Неподалеку от своего поселка он нашел ценный клад - 63 золотые монеты конца XIX века.

Когда-то зажиточное казачье село Второй Булдуруй располагалось на самом берегу реки Аргунь. Но после войны жители села из-за частых наводнений переехали в другое место. Возле реки так и остались стоять старые срубы, которые потихоньку разбирают на дрова.

54-летний деревенский пастух Николай Фелюшин и предположить не мог, чем обернется очередной поход "за растопкой". В щели между бревен старого дома он нашел глиняный горшок со сломанным горлышком. В кувшине оказались золотые монеты царской чеканки.

Клад Фелюшин отнес в райцентр и передал милиционерам - для этого он прошел пешком почти 25 километров. Сотрудники РОВД по описи приняли 14 золотых червонцев с изображением Николая II, 48 пятирублевых монет и одну номиналом 7 рублей 50 копеек. Сделаны они в 1898 и 1899 году, но и до сих пор выглядят как новые.

По самым скромным подсчетам, рыночная стоимость находки превышает сумму в двести тысяч рублей (впрочем, некоторые поторопились заявить, что стоимость клада равна трем районным бюджетам, что явно не так. - Авт.). Половина из них по закону причитается Фелюшину. Правда, как именно будет оценивать клад государство - на вес или по нумизматической стоимости, пока неясно.

Краеведы считают, что монеты были скорее всего спрятаны во времена Гражданской войны. Владелец золота по всей вероятности погиб. Если бы он бежал за границу, спасаясь от советской власти, подобно многим тысячам забайкальцев, золото скорее всего прихватил бы с собой.

Продолжение...

Эта история произошла с жителем Забайкальского села. Посчастливилось Николаю найти клад из 63 золотых монет. Хороший клад, 385 грамм золота. По нынешним временам почти 1 700 000 рублей в золоте, это не считая нумизматической ценности монет.

Как законопослушный гражданин, Николай отнёс найденный клад в государственную контору, где его приняли и начал ждать законного вознаграждения. Ждал, он, ждал и .....

Государство не спешит выплачивать вознаграждение за сданные по закону сокровища. В казне нет такой статьи расходов и практики такой нет, да и чиновники не спешат помочь везунчику, наверно, сказывается чиновничий менталитет запретить и не пущать, а если разрешить, то чтобы и себя не обидеть. В общем, любое дело нужно продвигать, а долги выколачивать.

Житель села Второй Булдуруй Нерчинско-Заводского района Читинской области (ныне – Забайкальский край) 54-летний Николай Георгиевич Филюшин, 14 июля 2007 года в очередной раз отправился на место старого поселения разбирать на дрова остатки фундаментов старинных деревянных домов. Выкапывая бревно, он обнаружил золотые монеты. Они находились в осколке глиняного горшка и были прикрыты берестой. Всего было обнаружено 63 монеты достоинством 5, 7.5 и 10 рублей, годы чеканки – 1897-1899. Пятирублевиков было 48 штук, десятирублевиков – 14 и одна монета с редким и необычным номиналом – 7.5 рублей. Николай Георгиевич, действуя по закону, тут же отвез клад в районный центр и сдал его в милицию, полагая, что ему если не сразу, то через некоторое время выдадут денежную компенсацию.

Прошло три с половиной года. Государство, забрав клад, не спешило с компенсацией. Николай Филюшин добросовестно ждал год или два, а потом стал писать во все инстанции – губернатору края, в правоохранительные органы, Минфин и даже Президенту страны. Приходили ответы – вопрос на контроле, решается, ждите.

Из Администрации Президента страны ответили: ваше письмо направлено для разрешения по существу в Министерство финансов, в следующий раз – ваше обращение переадресовано губернатору.
Справедливости ради, Минкультуры Забайкальского края, приняв клад и передав его на временное хранение в краевой краеведческий музей, тоже не сидело сложа руки. Оно произвело оценку клада, обратившись в Исторический музей, оценку производил известный в нумизматических кругах специалист Игорь Владимирович Ширяков, заведующий отделом нумизматики государственного исторического музея в Москве, затем обращалось в Минфин и Федеральную налоговую службу, предлагая указанным ведомствам выплатить Николаю Филюшину компенсацию. Но за три с половиной года вопрос о судьбе клада решен не был, компенсацию Николай Филюшин не получил, хотя для рассмотрения данного вопроса было задействовано немало административных органов и десятки чиновников и по закону компенсацию он должен был получить через 6 месяцев.

29 ноября 2010 года Николай Филюшин обратился к юристу Виктору Курочкину с просьбой о помощи.

Сначала убедили директора музея, у которого клад находился на хранении, что клад с момента обнаружения является собственностью Николая Филюшина, руководствуясь статью 301 ГК РФ (собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения), а также предупредили, что директор несёт ответственность за причинение собственнику материального и морального ущерба.

За несколько лет удержания клада Николай Филюшин десятки раз ездил в районный центр искать правду или сдать на почту очередное послание чиновникам и понес значительные материальные затраты, ему, естественно, были причинен и моральный ущерб. Директор музея согласился вернуть клад, если будет санкция со стороны министра культуры. С министром культуры все было проще – Г.П. Сыроватка больше переживала за свою должность, чем за судьбу клада. При поддержке прокурора Нерчинско-Заводского района Марусинин А.В., единственного из чиновников, который опирался в данном вопросе на закон.

18 декабря 2010 года руководство музея вернуло клад законным собственникам – все 63 монеты. Собственникам из далекого пограничного района нужны были современные деньги, а не старинные золотые монеты.

Менее чем через месяц после обращения к грамотному юристу Николай Филюшин получил назад свой клад. Руководствуясь Гражданским кодексом, действуя строго в рамках действующего законодательства – со статьей 233 ГК. В соответствии с ней, клад (намеренно сокрытые (чаще всего в земле) деньги или ценные предметы) поступает в собственность лица, который клад нашёл, и хозяина участка, где клад был найден. Так что и золотой клад, который обнаружил Николай Филюшин, принадлежал ему и сельскому поселению «Булдуруевское» (собственнику земельного участка).

Клад обменяли на денежную компенсацию, которую и получили накануне Нового года Николай Филюшин и сельское поселением «Булдуруевское».