Золотой клад Кейсарии


Вернуться к новостной ленте

29 июня 2021

Новый золотой клад напоминает об уникальности Кейсарии - древнего порта с богатой историей и многообразным культурным наследием.

Важное событие в израильской археологии - на морском дне древней гавани Национального парка "Кейсария" найден самый большой в истории страны клад золотых монет. Находку совершили водолазы-любители местного клуба дайверов.

По словам "кладоискателей", сначала они решили, что им попался выброшенный кем-то набор жетонов из детской игры. После того, как ныряльщики сообразили, что перед ними - настоящее золото, они собрали несколько монет и быстро вернулись на берег, чтобы сообщить директору клуба о своей находке. Тот, в свою очередь, проинформировал об открытии отдел морской археологии Израильского Управления древностей.

Специалисты-водолазы Управления древностей быстро прибыли на место события и вместе с удачливыми ныряльщиками начали работы на дне моря там, где в древности находилась гавань Кейсарии. С помощью подводного металлоискателя они обнаружили почти 2000 золотых монет различного размера, веса и деноминаций: динар, половину динара и четверть динара.

Коби Шарвит, директор отдела морской археологии отдела древностей Израиля, говорит, что речь идет об увлекательном и весьма редком историческом свидетельстве из жизни наших предков, и полагает, что причиной открытия стали недавние сильные зимние штормы на средиземноморском побережье.

"Обнаружение столь крупного клада золотых монет - огромного по древним понятиям капитала - заставляет задуматься о том, почему он вообще оказался на дне моря. Вероятно, где-то в этом районе произошло кораблекрушение, и корабль, направлявшийся в метрополию династии Фатимидов в Египте с деньгами от сбора налогов, погиб у берегов Кейсарии. Может быть, и наоборот - корабль вез жалованье военному гарнизону Фатимидов, размещенному в Кейсарии для обеспечения порядка и защиты города от набегов."
Другая теория гласит, что сокровище принадлежало владельцу большого торгового судна, которое курсировало между прибрежными городами Средиземноморья и затонуло здесь.
В отделе морской археологии Управления древностей выражают надежду, что на месте находки будут организованы спасательные раскопки, которые расширят представление ученых об археологическом контексте золотого клада и раскрыть его тайну.

Роберт Кол, эксперт-нумизмат израильского Управления древностей, отмечает, что "монеты находятся практически в идеальном состоянии, и, несмотря на то, что они пролежали на дне моря примерно тысячу лет, им не нужна ни очистка, ни специальная консервация в металлургической лаборатории. Монеты сделаны из почти чистого золота - благородный металл не подвержен коррозии ни в воде, ни в воздухе".

Монеты, которые были обнаружены водолазами, остались в обращении и после прихода сюда крестоносцев, особенно в портовых городах, сохранивших свою роль центров международной торговли. Некоторые монеты были найдены погнутыми и даже сохранили следы зубов - их явно проверял на качество подозрительный меняла или торговец. Другие монеты несут на себе признаки износа - они успели стереться от частого использования. Есть и такие, которые выглядят так, будто лишь вчера их отчеканили на монетном дворе Фатимидов.
Коби Шарвит просит выразить особую благодарность дайверам, которые нашли клад, сохранили место находки неприкосновенным и сообщили о ней специалистам. Это Цвика Фойер, Коби Твина, Авивит Фишлер, Иоав Лави и Йоэль Миллер.
"Эти ребята - образцовые граждане. Золотые клады идут к золотым сердцам людей, которые любят свою страну и ее историю больше всяких сокровищ."
Шарвит отмечает, что действующий в Израиле закон о древностях объявляет все подобные находки собственностью государства. Сокрытие информации об археологических находках, изъятие таких находок с места обнаружения и попытки продажи древностей являются преступлением, наказуемым сроком лишения свободы до пяти лет.
"Тем не менее, довольно часто бывает, что водолазы-любители забирают "сувениры" домой, и так пропадают навсегда чрезвычайно важные археологические данные. Поэтому это открытие - отличный повод напомнить, что подводный туризм в таких исторических местах должен быть организован и сопровождаться инструкторами либо инспекторами", - подчеркивает Шарвит.
Компания по развитию Кейсарии и Управление охраны природы и национальных парков приветствовали уникальную подводную находку. Там отмечают, что новый золотой клад напоминает об уникальности Кейсарии - древнего порта с богатой историей и многообразным культурным наследием, который и спустя две тысячи лет способен удивить своих гостей, когда из недр земли и с морского дна возникают новые фрагменты его таинственного прошлого.

Немного истории

Самые ранние монеты, найденные в кладе Кейсарии - это монеты в четверть динара, которые чеканились в Палермо (Сицилия) во второй половине девятого века нашей эры. Большинство же монет относятся к период правления халифов династии Фатимидов аль-Хакима (996-1021 н.э.) и его сына аль-Захира (1021-1036), и чеканились в Египте и Северной Африке. В коллекции нет ни одной монеты восточных исламских династий, и поэтому можно с уверенностью утверждать, что сокровище относится к периоду династии Фатимидов.

Значение находки для исторической науки становится еще более впечатляющим, если рассмотреть ее в свете имеющихся источников. Так, например, путешественник и географ Ибн Джубайр отмечает, что мусульмане должны были платить властям Фатимидов половину своей сельскохозяйственной продукции в период сбора урожая, в дополнение к уплате подушного налога в размере одного динара и пяти карат (двадцать четыре карата составляли один динар, отсюда и пошел известный стандарт взвешивания ценностей).

Записи, найденные в знаменитом архиве еврейских документов - Каирской Генизе - и относящиеся к XI-XII вв., говорят, среди прочего, о выкупе пленных, в том числе еврейских пленников из Ашкелона, которые оказались в Египт. Согласно документам, еврейская община заплатила около пятисот золотых динаров, чтобы выкупить и вернуть собратьев их в Израиль, после чего за ней остался долг еще в двести динаров.

Особенно высокий выкуп взимался за людей высокопоставленных или состоятельных. Так, в документах указан случай, когда за одного пленного был потребован выкуп в восемьдесят динаров. Из Каирской Генизы мы узнаем, что золотые монеты хранились в запечатанных мешках примерно по сто динаров в каждом.

Царство Фатимидов был очень богато - о сокровищах халифов ходили легенды. История сохранила отчет казначейства о том, что в столице Фатимидов - Аль-Кахире (сегодня Каир) казна хранила двенадцать миллионов золотых динаров.

Приход династии Фатимидов к власти во второй половине десятого века нашей эры, ее дальновидная политика и экономические меры привели к оживлению морской торговли в восточной части Средиземного моря. Фатимиды, которые пришли из Северной Африки, принесли в Египет торговые приемы, характерные для западного Средиземноморья. Во время их правления развивались Кейсария и другие приморские города - были построены городские стены и назначены губернаторы, которые были непосредственно подчинены правительству в Египте и отвечали за содержание гарнизонов, готовых защитить города империи от врага.

Одной из отличительных особенностей этого периода является расширение международной торговли посредством "конвоев", когда торговые суда сопровождал эскорт военных кораблей. Даже во времена военных конфликтов и осад городов торговля между мусульманами и крестоносцами не прекращалась, а в мирное время она процветала.

Для Кейсарии этот период был особенно благоприятным - она была региональным центром морского товарообмена, несмотря на то, что ее порт, построенный еще Иродом Великим, пришел к этому времени в очень плохое состояние. Арабский географ Аль-Мукаддаси описывает Кейсарию в своем труде, составленном около 958 года нашей эры, когда Фатимиды вели войну на территории современных Сирии и Израиля:

"Нет города более красивого, чем этот... его расположение приятно, плоды его вкусны. Город также славится молоком своих буйволиц и белым хлебом. Он защищен неприступной крепостью, чьи стены окружают всю заселенную территорию. Питьевая вода берется из цистерн и колодцев".

Похожие описания также встречаются в книге известного персидского путешественника Насир Хосрова, который посетил Кесарию в 1047 году:

"Прекрасный город, благословленный обилием фиников, апельсинов и лимонов и проточной водой, стены его прочны и городские ворота сделаны из железа, вода бьет ключом, а со двора мечети в пятницу можно увидеть море и всех, кто странствует по нему".

Кейсария, обнесенная могучей стеной, защищенная сильным гарнизоном, отказалась открыть ворота первой армии крестоносцев, и те обошли ее в 1099 году стороной на пути в Иерусалим. Город сдался христианским захватчикам лишь 17 мая 1101 года после двухнедельной осады.